Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к статье 1 ГПК РФ

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. К числу законов, в которых содержатся гражданско-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, ГПК РФ и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).

3. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

4. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении гражданского процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего гражданско-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве гражданско-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

7. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в гражданском процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан вышеуказанными субъектами гражданского процесса в ходе назначения судебного заседания и судебного разбирательства и в любой иной стадии рассмотрения дела.

8. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) <1>, но гражданско-процессуальных норм в себе не содержат.

--------------------------------
<1> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 462).

9. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения ГПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения <2>.

--------------------------------
<2> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу Лукьянова А.И. и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.

10. Судам при осуществлении гражданского процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

12. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.

--------------------------------
<3> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 531.

13. Если гражданско-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с гражданским процессом или даже названного в ГПК РФ действия (решения), допустимо использование гражданско-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

14. Лица, вовлеченные в сферу гражданского судопроизводства, должны осуществлять свои действия в соответствии с нормами гражданско-процессуального права. В случае же отсутствия в гражданско-процессуальном законодательстве разъяснений той или иной нормы правомерно использование по аналогии одноименных толкований уголовно-процессуальных положений. В особенности данное правило распространимо на использование в гражданском процессе разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся уголовно-процессуальных институтов.

15. Вопросы некоторых принципов судопроизводства, порядка производства судебных действий и др. в уголовном процессе более подробно, чем в гражданском судопроизводстве, официально разъяснены. Указанные разъяснения целесообразно знать и использовать при толковании гражданско-процессуальных норм.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <4>.

--------------------------------
<4> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).

17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов и от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система", являются официальными.

21. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

22. Действие гражданско-процессуального закона прекращается в двух случаях:

а) когда вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

б) когда закон отменен.

23. При осуществлении гражданско-процессуальной деятельности всегда применяется гражданско-процессуальный закон, действующий, соответственно, во время назначения судебного разбирательства, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

24. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в гражданском порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями ГПК РФ.

25. Установленный гражданско-процессуальными законами порядок осуществления гражданско-процессуальных действий и принятия гражданско-процессуальных решений является единым и обязательным по всем гражданским делам и для всех судей, судов общей юрисдикции России.

26. Нормы Закона субъекта РФ "О Конституционном Суде субъекта РФ" не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции <5>.

--------------------------------
<5> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.

27. Вопросы судоустройства и прокуратуры отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства и прокуратуры, противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6>.

--------------------------------
<6> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 6. С. 2.

28. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора <7>.

--------------------------------
<7> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7. С. 15.

29. См. также комментарий к ст. ст. 11, 247, 253, 258, 304, 328 ГПК РФ.

Другой комментарий к статье 1 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Гражданское судопроизводство представляет собой урегулированную гражданским процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, направленную на рассмотрение и разрешение споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, а в случаях, предусмотренных законом, - из иных, в т.ч. публичных, отношений.

Нельзя не отметить, что понятие "гражданское судопроизводство" синонимично понятию "гражданский процесс". Основной целью гражданского судопроизводства является защита прав и законных интересов граждан, организаций и публичных образований.

2. На основании ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Таким образом, основной формой защиты гражданских прав является судебная форма защиты. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. В комментируемой статье определен перечень нормативных правовых актов, которые регулируют порядок осуществления производства в судах общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции включает в себя федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные суды.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты Федерации и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы процессуального права. В противном случае принятые акты не должны применяться судами как противоречащие Конституции РФ и подлежат отмене.

4. Все нормы гражданского процессуального права независимо от источника их выражения взаимосвязаны между собой и образуют строго логическую систему <1>. При этом, безусловно, важнейшим нормативным правовым актом является Конституция РФ, в которой определены основные принципы гражданского судопроизводства: принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинения их только закону, принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон и др.

--------------------------------

КП: примечание.

Учебник "Гражданский процесс" (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2007 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Учебник гражданского процесса / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Спарк, 1996. С. 31 - 32.

Другим важным источником гражданского процессуального права является Закон о судебной системе. Значение указанного Закона для гражданского судопроизводства состоит в определении основных принципов гражданского судопроизводства, правового статуса судей. Так, ст. 1 Закона устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не должны противоречить Закону о судебной системе.

5. Комментируемый Кодекс принят Государственной Думой 23 октября 2002 г. и введен в действие с 1 февраля 2003 г. (Закон о введении в действие ГПК РФ); ГПК РСФСР был введен в действие 1 октября 1964 г. и действовал без малого 40 лет.

Как и другие кодифицированные акты, ГПК РФ является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритет одних федеральных законов перед другими. Но в силу сложившейся практики кодексы традиционно имеют приоритет перед федеральными законами (например, ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи порядок гражданского судопроизводства регулируется не только настоящим Кодексом, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить ГПК РФ, а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс. В соответствии с абз. 2 ст. 4 Закона о введении в действие ГПК РФ впредь до приведения в соответствие с ГПК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты с момента введения в действие настоящим Федеральным законом ГПК РФ применяются в части, не противоречащей этому Кодексу.

6. Нормы гражданского процессуального права могут содержаться в материально-правовых актах, в частности в Гражданском, Семейном, Трудовом кодексах и др. В случае возникновения противоречий между нормами кодифицированных актов материального права и ГПК РФ по общему правилу подлежит применению акт, принятый позже.

В числе иных федеральных законов о гражданском судопроизводстве следует отметить Закон об исполнительном производстве, Закон о статусе судей и др. Процессуальные нормы федеральных законов не должны противоречить ГПК РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Порядок гражданского судопроизводства у мировых судей регулируется всеми перечисленными выше нормативными правовыми актами, а также Законом о мировых судьях. Многие нормы этого Закона повторяются в настоящем Кодексе, в частности, положения о подсудности дел мировым судьям с некоторыми уточнениями. Нормы Закона о мировых судьях также не должны противоречить положениям Кодекса.

7. Законодательство о гражданском судопроизводстве не включает в себя подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

8. В число источников гражданского процесса, безусловно, входят международные договоры, в которых участвует Россия. Международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и даже имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Часть 2 комментируемой статьи повторяет положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к гражданскому судопроизводству, за исключением упоминания об общепризнанных принципах и нормах международного права.

В числе международных договоров, в которых участвует Россия, - Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. и др.

9. Процессуальное законодательство не имеет обратной силы. Определяя порядок действия законодательства о гражданском судопроизводстве во времени, ч. 3 комментируемой статьи воспроизводит традиционное положение ГПК РСФСР о том, что при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяется не тот процессуальный закон, который действовал в момент возникновения материальных правоотношений или возбуждения дела в суде, а тот закон, который действует во время рассмотрения и разрешения гражданского дела. Данное положение распространяется также на совершение отдельных процессуальных действий или исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов.

Данные положения имеют очень важное значение при изменении процессуального законодательства в связи с вступлением в силу нового Кодекса. Так, например, если дело было возбуждено до 1 февраля 2003 г. (до вступления в силу ГПК РФ) в соответствии с ГПК РСФСР, а рассматривается после указанной даты, то порядок проведения судебного заседания, обжалования, исполнения решения суда, а также совершения других процессуальных действий будет регулироваться ГПК РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит ряд новых по сравнению с ГПК РСФСР положений, существенно изменяющих функции прокуратуры в гражданском процессе, а также порядок обжалования судебных постановлений в надзорном порядке, а с 1 января 2012 г. - также порядок обжалования в апелляционном и кассационном порядке.

10. В отличие от ранее действовавшего ГПК РСФСР, который в качестве собирательного обозначения судебных решений, определений, приказов, постановлений использовал термин "судебные акты", ГПК РФ оперирует понятием "судебное постановление". При разрешении дел по существу суд выносит решения, в приказном производстве - судебный приказ, президиумы судов надзорной инстанции выносят постановления, в остальных случаях выносятся определения.

11. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип аналогии в гражданском процессе, предусматривавшийся ГПК РСФСР. Как и ГК РФ (ст. 6), СК РФ (ст. 5), ГПК РФ предусматривает аналогию закона и аналогию права. Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, которые применяются при аналогии права, раскрываются в Конституции РФ, Законе о судебной системе и ГПК РФ (например, ст. ст. 5 - 10). Возможность применения принципа аналогии в гражданском процессе неоднократно оспаривалась. Однако в связи с тем, что гражданско-процессуальное право все более приобретает черты диспозитивности, и в силу невозможности урегулировать все категории дел, которые возникают в судах, принцип аналогии в гражданском процессуальном праве имеет важное практическое значение. Так, нормы об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ) могут быть применены по аналогии к заявлению о вынесении судебного приказа (ст. 123 ГПК РФ). В качестве примера применения аналогии закона может служить применение ч. 1 ст. 101 ГПК РФ к праву ответчика на возмещение расходов на оплату услуг представителя в случае оставления без рассмотрения искового заявления на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ. В соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу. Правовая норма, регулирующая вопрос возмещения ответчику расходов на оплату услуг представителя в случае оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ, в данном Кодексе отсутствует. В связи с этим в случае оставления искового заявления без рассмотрения на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ следует руководствоваться ч. 4 ст. 1 и ч. 1 ст. 101 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 101 ГПК РФ при отказе истца от иска истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела <1>.

--------------------------------
<1> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года" // Бюллетень ВС РФ. 2009. N 9.

Комментарии и консультации юристов по ст 1 ГПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1 ГПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.