Статья 380.1. Действия суда кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376-378 настоящего Кодекса, изучаются:
1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;
2) в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ.(Статья дополнительно включена с 8 января 2008 года Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 330-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ.

Комментарий к статье 380.1 ГПК РФ

1. Пересмотр в кассационном порядке судебных приказов, решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами. Поэтому при рассмотрении кассационных жалоб и представлений следует усилить внимание к проверке указанных в них доводов и соответствия выводов суда установленным обстоятельствам и закону.

2. Судья, которым изучается кассационная жалоба, представление, не обязательно должен быть членом президиума данного суда.

3. Судам следует иметь в виду, что предусмотренные ст. ст. 16, 17 ГПК РФ обстоятельства, при наличии которых исключается возможность участия судьи в рассмотрении дела, необходимо учитывать и при решении вопроса о том, кому из судей может быть поручено изучение кассационных жалобы или представления.

4. Последствия отказа от кассационной жалобы в суде кассационной инстанции, совершенного после принятия данной жалобы к рассмотрению по существу, не урегулированы законом. В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона). Поэтому в анализируемой ситуации рекомендуется применять правила ст. 326 ГПК РФ, регулирующей сходные отношения, при производстве в суде апелляционной инстанции. Исходя из диспозитивных начал гражданского процессуального права движение по делу зависит от процессуальной активности сторон. В соответствии со ст. 326 ГПК РФ лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе отказаться от нее в письменной форме в суде апелляционной инстанции до принятия им соответствующего судебного постановления; о принятии отказа от апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению; прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами. Так как при рассмотрении вопроса о принятии отказа от кассационной жалобы применяются правила ст. 326 ГПК РФ, регулирующей сходные отношения, если сторона, подавшая кассационную жалобу, отзывает такую жалобу после истребования гражданского дела судом кассационной инстанции, суд должен прекратить кассационное производство <950>.

--------------------------------
<950> По аналогии. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 года "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 11.

5. См. также комментарий к ст. ст. 377, 379.1, 381 ГПК РФ.

Другой комментарий к статье 380.1 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. После принятия кассационных жалобы, представления к производству начинается второй этап кассационного производства - изучение их на предмет приемлемости или предварительное рассмотрение. По сути, этот этап является аналогом известных зарубежному гражданскому процессу (в Англии, Германии, Франции) стадий, на которых суды нижестоящих инстанций проверяют поступившие жалобы на судебный акт и определяют их допустимость или приемлемость для рассмотрения в суде вышестоящей инстанции. На втором этапе российского кассационного производства судья суда кассационной инстанции единолично изучает кассационные жалобу, представление на предмет выявления оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и возможности передачи жалобы, представления в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу. Положения ГПК РФ, предусматривающие наличие такого этапа надзорного (теперь - кассационного) производства, как предварительное рассмотрение жалобы, представления, оспаривались в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия положениям Конституции РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ "Нижнекамскнефтехим" и "Хакасэнерго", а также жалобами ряда граждан" <1> суд выработал следующие правовые позиции применительно к надзорному производству.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 932.

2. Учитывая, что до 1 января 2012 г. обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, было возможно только в порядке надзора, новые нормы о кассационном производстве имплементировали многие положения ранее действовавшего законодательства о пересмотре в порядке надзора. Глава 41 ГПК РФ, регулировавшая до 1 января 2012 г. производство в суде надзорной инстанции (теперь - кассационной инстанции), предусматривала в ст. ст. 381 - 383 предварительное рассмотрение надзорных жалоб (представлений) судьей. На этом этапе надзорного производства, представляющем собой процедуру допуска (фильтрации) надзорных жалоб (представлений), решается вопрос о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

Введение данной предварительной процедуры, на которую не распространяются некоторые обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила - об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания и другие, обусловлено целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить явно необоснованные обращения, что корреспондирует с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, признающего возможность ограничения права на доступ к суду, в частности в связи с определением приемлемости жалобы, но при условии что это право не будет ограничено таким образом или до такой степени, чтобы оказалась затронутой сама его сущность; допустимые ограничения данного права должны иметь законную цель, а между используемыми средствами и поставленной целью должна существовать разумная соразмерность.

Само по себе введение предварительной процедуры рассмотрения жалоб (представлений) на судебные постановления, вступившие в законную силу, в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребование дела, передача его для рассмотрения по существу) исходя из доводов, изложенных в жалобе (представлении), и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела), отвечает правовой природе и предназначению производства по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, и не может расцениваться как не совместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, при том что при рассмотрении дела по существу судом в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий. Кроме того, по смыслу ст. ст. 381 - 383 ГПК РФ, во всяком случае как при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для истребования дела, так и при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для передачи дела в суд кассационной инстанции (до 1 января 2012 г. - надзорной инстанции) для рассмотрения по существу необходимо вынесение мотивированного определения.

Установление иной предварительной процедуры рассмотрения кассационных (до 1 января 2012 г. - надзорных) жалоб (представлений) - с проведением судебного заседания, обеспечением присутствия лиц, участвующих в деле, заслушиванием их доводов и возражений - привело бы к существенному увеличению срока прохождения жалоб (представлений) на этом этапе их проверки, целью которого является лишь исключение явно необоснованных обращений из сферы рассмотрения судом названной инстанции. Вместе с тем исходя из конституционного требования равенства в праве на судебную защиту и с учетом права не обращавшихся с надзорной жалобой (представлением) лиц правомерно полагать, что вступившее в законную силу судебное постановление действует, должно обеспечиваться обязательное извещение указанных лиц об обжаловании судебного постановления и о передаче дела для рассмотрения в суд кассационной (до 1 января 2012 г. - надзорной) инстанции по существу (ч. 1 ст. 385 ГПК РФ).

Положения ч. ч. 2 и 3 ст. 381 и ч. 2 ст. 382 ГПК РФ, предусматривающие предварительное рассмотрение кассационной (до 1 января 2012 г. - надзорной) жалобы (представления) судьей единолично, не предполагают возможность принятия им произвольных решений: судья обязан проанализировать обжалуемые судебные постановления и изложенные в жалобе (представлении) доводы о допущенных нарушениях закона и во всяком случае истребовать дело, если на основе изучения представленных материалов у него возникли сомнения в правомерности вынесенного решения, а по результатам рассмотрения истребованного дела, - если он полагает, что имеют место предусмотренные законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке кассации (до 1 января 2012 г. - надзора), - передать дело для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Единоличное рассмотрение судьей кассационной (до 1 января 2012 г. - надзорной) жалобы (представления), истребованного дела не противоречит конституционным принципам правосудия, не ограничивает и не нарушает конституционное право на судебную защиту, тем более что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, на стадии предварительного рассмотрения судьей кассационных (до 1 января 2012 г. - надзорных жалоб) (представлений) какое-либо новое решение, по-новому определяющее права и обязанности сторон, не выносится.

Указанные правовые позиции сохраняют свою силу и применительно к новому кассационному производству.

3. В комментируемой статье установлена компетенция лица, изучающего кассационные жалобу, представление на предмет ее допустимости, на рассмотрение по существу. В президиумах верховных судов субъектов Российской Федерации и в окружных (флотских) военных судах такой компетенцией наделены председатель или заместитель председателя соответствующего суда либо судья данного суда, а в судебных коллегиях Верховного Суда РФ - судья Верховного Суда РФ. Указанные лица должны изучить поступившую жалобу, представление и решить вопрос о возможности их передачи на рассмотрение суда кассационной инстанции (т.е., по сути, решить вопрос об их приемлемости, допустимости).

Комментарии и консультации юристов по ст 380.1 ГПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 380.1 ГПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.